Предварительное информирование

Предварительное информирование

Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства – члена ЕАЭС, на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ЕАЭС.

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах – участницах ЕАЭС или в любом другом государстве.

17 июня 2012 г. в странах – участницах ЕАЭС введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899).

Преимущества и задачи ПИ:

  • Оптимизация и ускорение соверше­ния таможенных операций;
  • Значительное сокращение временных и финансовых издержек;
  • Возможность для любого заинтересованного лица (экспедитора, перевозчика, отправителя и т. д.) подавать сведения в таможенные органы;
  • Повы­шение эффективности таможенного контроля;
  • Повышение пропуск­ной способности российских пунк­тов пропуска на внешней границе ТС, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможен­ных операций в местах прибытия (инспектору не нужно вручную вводить данные, что резко ускоряет процесс оформления и исключает ошибки);
  • Оптимизация таможенного кон­троля за счет выбора его объектов еще до фактического прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска.

Схема предварительного информирования:

  1. Транспортная компания или отправитель груза сообщает Заинтересованному лицу информацию о транспортном средстве, на котором будет осуществляться доставка товара.
  2. Заинтересованное лицо, получив информацию о транспортном средстве, заполняет документ ПИ (TIR или транзитную декларацию) и посредством портала электронного представления сведений ФТС отправляет её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация должна быть представлена не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень сведений, передаваемых в составе документа ПИ определён в Решении КТС № 899 и зависит от вида таможенной процедуры.
  3. Сервер принимает и обрабатывает представленные сведения, а также проводит форматно-логический контроль (ФЛК) представленной информации. В случае успешного прохождения ФЛК заинтересованному лицу передаётся уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор ПИ, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством, обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода.

    Таможенные органы государств – членов ТС, на территории которых расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение 2 часов с момента получения ПИ обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками (СУР).
  4. Заинтересованное лицо, получив данный идентификационный номер, распечатывает и передаёт документ ПИ водителю транспортного средства или сообщает идентификационный номер диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы. В случае отсутствия предварительной информации Решением КТС (п.6) для заинтересованных лиц предусмотрена возможность в течение ближайших 2 часов представить необходимую информацию в информационную систему таможенных органов. Для этих целей на российском АПП оборудованы рабочие места, где можно посредством Интернет и портала ФТС России получить уникальный идентификационный номер ПИ о товарах и распечатать его.
  5. По прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ документ с распечатанным штрих-кодом предъявляется должностному лицу таможенного органа, расположенного в пограничном пункте пропуска, с целью последующего запроса по этому номеру ПИ из базы данных ЦИТТУ ФТС. В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.
  6. Считывая штрих-код сканером в штатной системе таможенного оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически формирует запрос в базу данных.
  7. Сервер ЦИТТУ ФТС в автоматическом режиме предоставляет запрошенную таможенным постом информацию. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства таможенного поста в пункте пропуска.
  8. Далее таможенный инспектор осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с установленным порядком, в том числе сопоставляет предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах. В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств – членов ТС, сведениям в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием СУР.
    Принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства ТС.