Новости | 01 июля 2021
logo-news
01 июля 2021

Информация для владельцев электронной подписи

Что будет с Электронной подписью

В конце декабря 2019 года были утверждены поправки в Закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в редакции Федерального закона № 476-ФЗ).

В соответствии с положениями закона, серьезно ужесточились требования к аккредитации Удостоверяющих центров (УЦ), а процесс выдачи и использования электронной подписи сильно изменился.

С учетом поправок, основные изменения 63-ФЗ:

С 1 июля 2020 года:

В соответствии с поправками в законодательство (статья 18 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ), удостоверяющий центр выдает сертификаты ЭП только их будущему владельцу. Идентификацию по доверенности больше проводить нельзя.

Исключением является вариант, когда оформление ЭП производится на сотрудника организации. В этом случае получить сертификат может как сам владелец ЭП (сотрудник), так и руководитель организации.

Закреплены способы проведения идентификации:

  • Личное присутствие
  • с помощью действующей ЭП
  • с помощью ЕБС (единой биометрической системы)
  • заграничный паспорт нового образца

Отменяются все дополнительные объектные идентификаторы (OID-ы) в ЭП, которые ранее устанавливали операторы информационных систем.

С 1 июля 2021 года:

Удостоверяющие центры, поучившие аккредитацию по новым требованиям, продолжат выпускать ЭП на сотрудников, ИП и руководителей организаций.

Удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ, вправе создавать и выдавать ЭП до 01.07.2021 года.

Таким образом, если УЦ не получит аккредитацию по новым правилам, то с 01.07.2021 он не сможет выдавать новые ЭП. А все ЭП, выданные таким УЦ ранее, будут действовать до 01.01.2022.

С 1 января 2022 года:

Руководители организаций будут по-прежнему использовать электронную подпись юр. лица или ИП. Для них процесс подписания документов не изменится.

Сотрудники и уполномоченные лица будут работать с другим типом подписи. Сейчас, если они подписывают документ от имени компании, то используют подпись юр. лица, в которой указаны их ФИО и должность. Но после вступления в силу поправок сотрудники должны будут получать и использовать свою личную ЭП — в ней указано только ФИО, без названия организации или должности.

  • Руководители коммерческих организаций будут получать электронные подписи в ФНС или у ее доверенных УЦ, руководители банков и кредитных организаций — в Центробанке, руководители госорганов — в Казначействе. Остальным сотрудникам (не руководителям) и физлицам нужно будет получать подписи в аккредитованных Удостоверяющих центрах.
  • Сотрудникам нужно будет прилагать машиночитаемую доверенность при подписании электронных документов.
  • с помощью ЕБС (единой биометрической системы)
  • ЭП юр. лица без привязки к руководителю или другому сотруднику можно будет использовать при любом автоматизированном подписании. Сейчас такие подписи можно использовать только в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Аккредитация УЦ

Поправки установили серьезные требования для аккредитации Удостоверяющих центров с 1 июля 2020 года:

  • минимальный размер собственных средств (капитала) не менее 1 млрд рублей либо 500 млн рублей при наличии не менее чем в трех четвертых субъектов РФ одного или более филиала или представительства УЦ;
  • наличие финансового обеспечения ответственности в сумме не менее чем 100 млн и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности (всего на сумму не более 200 млн рублей);
  • в отношении УЦ, претендующего на получение аккредитации, не была досрочно прекращена его аккредитация в течение трех лет до подачи заявления.

При этом сама аккредитация будет проходить в два этапа:

  • на 1-ом этапе уполномоченный орган принимает решение о соответствии УЦ-претендента требованиям по аккредитации;
  • в случае положительного решения – уполномоченный орган направляет соответствующее заключение в Правительственную комиссию, которая и принимает итоговое решение об аккредитации УЦ или отказе в аккредитации. Положение о составе и порядке деятельности Правительственной комиссии принимает Правительство РФ. (Михаил Мишустин подписал постановление о создании Правительственной комиссии по аккредитации удостоверяющих центров для выдачи электронных подписей ПП №2109 от 15.12.2020).

В последние годы в России функционировали более 500 УЦ с разным объемом выпуска и уровнем защиты данных клиентов. Поправки в 63-ФЗ установили более высокие требования для аккредитации удостоверяющих центров, поэтому в ближайшее время число аккредитованных УЦ сократится. Новым требованиям смогут соответствовать около 20 компаний. Многим коммерческим УЦ, чтобы остаться на рынке, не потерять высококвалифицированные кадры, сберечь бизнес в той или иной форме придется присоединяться или объединяться с УЦ, которые пройдут аккредитацию по новым требованиям.

Некоторые УЦ хотят стать доверенными УЦ ФНС, что позволит им работать со всеми видами ЭП (для ИП, руководителей юр. лиц и физ. лиц). Но стать доверенным возможно только после прохождения аккредитации УЦ по новым правилам и выполнения обязательных требований к доверенным УЦ ФНС.

В связи с этим мы прогнозируем повышенный спрос на квалифицированные электронные подписи в ближайшее время. Рекомендуем получить подпись заранее, чтобы избежать длительных очередей.

Источник: ООО "Инфодек"